«БРАК ЗА СУТКИ». ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ КОММЕНТИРУЕТ АРХИЕПИСКОП ПАНТЕЛЕИМОН (ПОВОРОЗНЮК)

Кабинет министров Украины одобрил внедрение пилотного проекта в некоторых населенных пунктах по регистрации брака в течение суток. Пилотный проект проводится в Мариуполе и Северодонецке, Херсоне Киеве и Одессе.

19 августа проект «Брак за сутки» Министерство юстиции Украины запустило во Львове.

Существуют ли духовные риски для православного человека при оформлении свох отношений за один день? Или инициатива «Брак за сутки» будет способствовать укреплению института семьи? Эти и другие вопросы мы задали Председателю Миссии Синодального отдела УПЦ по делам семьи архиепископу Ровеньковскому и Свердловскому Пантелеимону (Поворознюку).

Архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон (Поворознюк)
– Ваше Высокопреосвященство, как Православная Церковь оценивает такую инициативу власти?

– В современном обществе есть такая тенденция к упрощению устаревших, сложных схем решения тех или иных вопросов. Это нормально, Церковь всегда приветствовала инициативы государства, стремящиеся улучшить уровень жизни человека, если это, конечно, не противоречит христианским нравственным нормам. Это чувствуется во всех без исключения отраслях не только экономического, но и гуманитарного направления. Улучшение технологического уровня развития, закономерно влечет за собой к упрощению и улучшению качества обслуживания потребностей современного человека. Церковь не может рекомендовать ту или иную схему регистрации брака.Комфорт, целесообразность и экономичность этого бюрократического процесса это все технологические подробности, которыми должно заниматься государство и пусть Господь в этом помогает.

– Не повлекут ли за собой такие «быстрые» браки волну разводов?

– Брачные отношения это такая вещь, которую не упростишь и тем более не улучшишь, если люди этого сами не захотят. Брак — это колоссальная ответственность для обеих супругов. А к важным вещам положено подходить максимально взвешенно и обдуманно. Вряд ли от этой инициативы разводов станет меньше или больше по отношениюк теперешнему моменту. Рассматривая новый законопроект в данном контексте, очевидно, что его следствием станет большое число необдуманных браков, заключенных в состоянии эмоционального подъема. Государственные органы будут иметь документальный материал, чтобы отследить динамику гендерных отношений в обществе. То есть формально разводов станет больше, но реально нет.

С точки зрения государства брак это обычный юридический контракт между двумя сторонами. Государство обеспечивает себе право регистрации брачных контрактов и предоставляет возможность следить за их законностью. Она обеспечивает материалами суд, если на его рассмотрение выносятся споры, связанные с брачными отношениями. Развод в этом контексте — это разрушение семьи, конечно, негативное явление, которое имеет статистику. Это влечет за собой соответствующие юридические формальности, должно обеспечить государство, если такое решение принято одной, или обеими сторонами конфликта в семье.

В древние времена, когда Церковь не была объектом права, для священника было достаточно обещания перед чашей обоих молодых людей о верности друг другу и готовности жить вместе во Христе. Церковь с радостью благословляла брачные отношения и не нуждалась никакого юридического обеспечения этого процесса. Однако вместе с тем, когда в Церковь приходили языческие брачные пары, хотя и крестились, но имели римскую прописку и соответствующий документ, свидетельствующий о законности брачной жизни, она это не признавала за сожительство в блуде, потому что Сам Господь, создав человека сказал «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт 2,24). В данном аспекте супруги руководствовались «законом совести», который римское право просто констатировал и гарантировало «свободу совести».

То есть Церковь и Римское государство в этом вопросе стояли на единое начало равноправия мужчины и женщины и как Закон Божий, так и римское право обеспечивало возможность свободного совместной жизни. Это было в то время не ординарным явлением, потому что в языческом мире женское начало считалось ниже и женщины имели меньше прав, чем мужчины. Именно поэтому правовая составляющая и каноны Церкви имеют много общего. Вот и теперь, когда молодые люди обращаются к священнику с просьбой их обвенчать, тот должен требовать государственный документ о законности их отношений. Это делается с одной стороны для того, чтобы обезопасить Таинство от поругания, с другой, чтобы заставить людей еще раз обдумать свое решение. Но Церковь дает возможность духовнику самостоятельно решить вопрос венчать или нет, если он знает этих людей и является своеобразным моральным гарантом церковного узаконивания их отношений.

Иными словами, если супруги придут с документом, который прошел или сокращенную или растянутую во времени процедуру, священник их должен обвенчать потому, что закон государства для него для того основанием. У нас нерелигиозное общество, как это было до 20-х годов прошлого века, и государство не требует обязательного совершения Таинства, поэтому совместное решение идти в храм или нет есть все-таки христианским подвигом, и если они к нему готовы сегодня или дорастут через много лет после того как поспешно поженились, это будет победа над секулярным подходом к брачной жизни.

Как показывает практика, Таинство венчания, которое осуществлено формально, в один день после ЗАГСа, потому что такая у нас традиция, очень часто к сожалению, не сдерживает людей которые вместе живут от более поспешного решения — о скором разводе. То есть в быстрой регистрации брачных отношений есть и свои положительные моменты — люди узаконивают свои поспешные решения и закон их сдерживает от других поспешных решений, от развода. Ведь они берут на себя не только моральную, но и материальную ответственность друг за друга, а это поверьте сегодня часто весомее для людей чем совесть.

– Какие духовные риски существуют для православного человека, если она решится оформить свои отношения за один день?

– В древности люди особенно долго не тянули с этим вопросом. Родители договаривались о браке между своими детьми и они, увидев друг друга впервые, женились и жили вместе всю жизнь. Святитель Иоанн Златоуст настаивает, чтобы такие вопросы решались как можно быстрее, чтобы пары не разгорались страстью, удовлетворив которую, уже не желали нести вместе крест супружеской жизни. С другой стороны в Византийской империи были курсы подготовки к этому Таинству, а на Руси невесту еще и в монастырь отдавали, чтобы она там научилась стирать и готовить, потому что по таким пустякам иногда все летит прахом. К сожалению в настоящее время не достаточно распостранен институт подготовки семьи к венчанию в церкви.Здесь уже наша недоработка.

Что ж, мы с вами столкнулись с двумя реальностями в этом вопросе — духовной и материальной. Государство соответственно реагирует на требования времени и держит в рамках закона отношения людей в социуме. Церковь — помогает человеку, который сам желает жить по Закону Божьему. В этом, если можно так выразиться, богословском контексте, развод это констатация того печального факта, что люди отошли от Бога и потому не могут уже жить вместе. Поэтому для людей, отношения которых искалеченные грехом, пусть прозвучат вечные слова: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4, 8).

Миссия Синодальный отдел УПЦ по делам семьи

Теги:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.