История

ВІТАЄМО ПРОТОІЄРЕЯ о.ПАВЛА ДАВИДЕНКОВА

 З 10-ЛІТТЯМ ХІРОТОНІЇ! (читайте далі…)

DSC00489

 

НАСТОЯТЕЛЬ И АРХИТЕКТОР:DIGITAL CAMERA

ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ В СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА И ХРАМА

Преподобный Серафим Саровский в видении предсказал матери протоиерея о. Владимира Шарабуры будущее её сына, о священстве которого никто тогда и не помышлял…

Благословил о.Владимира на строительство храма еще в 1994 году старец Псково-Печерского монастыря архимандрит о.Иоанн Крестьянкин (+2006г.). Однако лишь в начале нового столетия дело сдвинулось с мёртвой точки: удалось приобрести «под реконструкцию» полуразрушенное складское помещение  разоренного завода.

Но, как водится, всякому богоугодному делу сопутствуют всевозможные искушения и препятствия. Изматывающие тяжбы с местными чиновниками, завалы строительные и «завалы» неотложных дел, буквально из ничего раздутые налоговой инспекцией проблемы, реальная угроза полного разорения и закрытия фирмы р.Б. Ирины, принявшей на свой баланс корпус склада…

Положение казалось безвыходным. В таких случаях обращаются за советом к духоносным старцам, поэтому о.Владимир и р.Б.Ирина отправились в Почаевскую Лавру в схиархимандриту Димитрию (+2005). Было это недели за три до Пасхи 2004 г.

Приехали, рассказали старцу о бесконечных вражьих обстояниях. «А всё это потому, что храм плохо строите», — неожиданно отреагировал он. И, в ответ на их удивление, решительно заключил: «Стены – есть? Крыша — есть? Вот и служите Пасху. Благословляю». И еще сказал, что богослужение должно вестись, как и в Лавре, на церковно-славянском языке. Велено – исполняй!

Возвращались из Почаева в полном недоумении. Служить надо – но как?! Дырявая крыша, пола нет, строительного мусора – на тридцать «КАМАЗов», еще и практичные соседи подбросили, сама же территория – гнетущий постиндустриальный пейзаж. И ничего нет, буквально ничего.
Но разве не  создал Творец вселенную из ничего?..

С Его помощью стало возможным невозможное.

 

 

 

После благословения старца Димитрия на пасхальное богослужение, обозначилась еще одна, казалось бы, неразрешимая проблема: не было Плащаницы! А без неё невозможно проводить службы от Пасхи до Вознесения. Конечно, была большая надежда на то, что Господь управит и это дело. Так и вышло.

Сразу по приезде из Почаевской Лавры – новость: приходил какой-то художник и спрашивал, не нужна ли Свято-Георгиевскому храму (о.Владимир был там ключарем) старинная Плащаница, которую он сам отреставрировал. А , если не нужна, то какому храму ее отдать?..
Это было, без всякого сомнения, явное чудо. Конечно же, предложение немедленно приняли. Так в новом храме появилась Плащаница, изготовленная в Санкт-Петербурге в 1873 году. Точную дату удалось установить по фрагментам газет, использованных когда-то мастерами для объемной прослойки. Что интересно – Плащаница пролежала у художника три десятка лет без реставрации, а вот именно теперь властно «заторопила», словно дождалась своего часа._MG_1025

Так промыслительно пришел в храм Владимир Фольварочный. В советское время, будучи организатором краеведческих музеев, он нередко спасал от уничтожения святыни разгромленных храмов и реставрировал их.
В Свято-Троицком храме есть пожертвованные им старинные иконы, серебряные потир и дарохранительница. Сам же художник не только создал архитектурный проект нового храма, но крестился и обвенчался именно здесь.
Во время работы художника над реставрацией Плащаницы и над проектом храма происходили чудесные события. Дважды тяжёлые запахи растворителей и красок исчезали, и в мастерской разливался дивный, ни с чем не сравнимый, аромат. И дважды ночью воздух в мастерской наполнялся движущейся, переливающейся и искрящейся золотой пылью. Сам же образ храма явился художнику во сне. До этого он никогда ранее не занимался архитектурным проектированием…

ХРОНИКА ПРАЗДНОВАНИЯ ТРОИЦЫ.

Троица 2004г.

Наши праздникиНезабываем наш первый храмовый праздник. Часть пола разворочена, заполнена щебенкой и битым стеклом, прихожане теснятся на временных дорожках. Все остальное — тоже «в процессе». Представьте себе прием гостей в квартире во время ремонта. А тут не просто гость: архиепископ Львовский и Галицкий Августин проводит первое архиерейское богослужение.
Океан цветов и зелени буквально затопил храм, покрывая любовью прихожан все строительные неурядицы. И тогда владыка произнес памятные слова:
— Посмотрите, сколько сегодня живых цветов. какая красота! И пусть никогда в храме не будет искусственных цветов. И вообще — никакой лжи и фальши, а лишь только полная и святая правда во всем.

Учитывая состояние «пола», владыка разрешил не опускаться на колени во время коленопреклонных молитв. И все же, когда они начались, большинство прихожан этим разрешением не воспользовалось.
…За все годы существования Свято-Троицкого храма в нем не было ни одного искусственного цветка.

2006 год. Фотогалереи разных лет

Внутреннее убранство храма становится все более благолепным.

Троица

Выложен плиткой пол с подогревом, появились красивые паникадила. Еще в первый год, на просьбу принести какие-нибудь ненужные коврики для покрытия пола, люди немедленно принесли новые ковры и паласы, которые сразу же придали уют необустроенному помещению. Потом появились вазы, рушники и самые разнообразные иконы.

Особенно примечательна «Троица», вышитая бисером — храмовая икона сегодня.
Эту уникальную работу выполнила для нашого храма р.Б.Лариса – тяжело больная женщина, ныне покойная. Творчество для Церкви облегчало ее страдания и наполняло высоким смыслом жизнь земную, и, без сомнения, подготовило к жизни вечной.

2011 год. Фотогалереи разных лет

Общий экономический кризис тормозит строительство верхнего храма. Поэтому было решено заложить его молитвенный фундамент и в храмовый праздник — 12 июня – провести архиерейскую службу на крыше. В считанные дни были возведены деревянные лестницы, каркасы ограждения и другие временные сооружения.
И вновь, как в первый год – все с нуля.
Вместо пола – настил из досок, алтарь – в палатке, над аналоем и местом для хора – легкий голубой навес. И как всегда – традиционные берёзки, цветы и зелень в руках прихожан.
В праздничной службе участвуют архиепископ Львовский и Галицкий Августин, архимандрит мужского Свято-Онуфриевского монастыря о.Севастиан. Почетные гости – игуменья Свято-Преображенского монастыря Варвара и монахиня Гавриила.
Множество теплых слов и добрых пожеланий было высказано в адрес нового храма, и все сходились в одном: эта безпрецедентная акция не имеет аналогов – по крайней мере, в пределах Украины.корабль спасения
Наш верхний храм был словно корабль под голубым парусом, в открытом море.
Троицкая служба сопровождалась то порывами ветра, гасившего свечи, то внезапным дождем, то ласковым солнышком.
В итоге всё прекрасно удалось и порой даже забывалось, что вокруг нет стен, а вместо крыши – небо. Несомненно одно: этот празник был неповторим.
Он завершился традиционной общей трапезой, а в день Святого Духа продолжился большим праздничным концертом во дворе культуры железнодорожников (т.н. «РОКС», до 1939г – «Русское общество культурных связей»).
С большим успехом выступили взрослый и детские хоры Свято-Георгиевского и Свято-Троицкого храмов, были показаны спектакли, подготовленные учениками воскресных школ. Этот концерт выявил большой творческий потенциал православных общин.

 

 СПАС, КОТОРОГО СПАС ВЛАДИМИР ФОЛЬВАРОЧНЫЙ

Вл.ФольварочныйПуть к храму


У каждого храма своя история и своя судьба, но объединяет их одно – храм не создать без промысла и вдохновения свыше. Расскажу не совсем обычную историю о моём пути к храму.
В шестидесятые-семидесятые годы я учился в университете и одновременно занимался живописью. Однажды мой приятель-таксист вёз священника, и тот спросил, нет ли у него знакомого художника. Так судьба (сейчас я бы сказал – воля Божья) свела меня с замечательным человеком – благочинным отцом Василием Белоусом, настоятелем Хотинского Свято-Покровского храма. И хотя тогда я ещё не был человеком воцерковлённым, но к вере и к церкви всегда относился с должным уважением, и, после долгих бесед, отец Василий предложил мне обновить настенную живопись в своём храме. Когда я впервые попал в этот храм, я ахнул – стены в притворе, в алтаре и купол были расписаны, судя по подписям, великим Михаилом Нестеровым, насколько я помню, в 1934 году.

С орнаментами я быстро управился, а фрески стали для меня настоящей школой живописи. Отец Василий одобрил мою работу и в дальнейшем часто давал мне и другие заказы. Так, параллельно с учёбой, мне довелось выполнять художественные работы во многих храмах Буковины.

Затем пошла череда музеев в Молдавии. Надо сказать, что, в отличие от Буковины, там большинство церквей были закрыты и разорены ещё в конце сороковых годов. Вот в пустующих храмах и устраивались исторические и краеведческие музеи – хорошо, что хоть не склады удобрений или овощехранилища, как в других местах. Церковная утварь: иконы, книги, облачения, атрибуты богослужения– всё было свалено, как попало, и гнило на складах ферм и тракторных бригад. Никакого учёта не велось – всё это считалось ненужным хламом, грызлось крысами и мокло под дождём.

Среди этого безобразия иногда удавалось разыскать что-то чудом сохранившееся, а, бывало, и кое-что по-настоящему ценное. После нескольких лет работы в храмах у меня уже было определённое понимание и отношение к церковным святыням. То, что удавалось привести в порядок или реставрировать, я увозил в Черновцы и отдавал в церкви, в которых работал ранее, или относил в канцелярию Епископа Буковинского. Из многих находок хочу рассказать о нескольких – удивительных.

1. Спас Нерукотворный

В одной давно закрытой сельской церкви районное начальство решило устроить краеведческий музей. Около полугода я работал над экспозицией. Однажды вдруг загорелась электропроводка, слепленная на скорую руку местными умельцами. Воды в церкви не было, а колодец далеко. Под рукой оказалось ведро с водоэмульсионной краской. С ним я и помчался вверх по лестнице на колокольню, откуда валил дым. К счастью, этого ведра хватило, что бы погасить уже занявшуюся старую дубовую балку. Решив обследовать всю проводку на колокольне и чердаке, я заметил кусок ткани, торчавший из-под кровли. Просунув руку между балкой и кровлей, и, потянув за тряпицу, я неожиданно извлёк на свет Божий вот это чудо.

Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный (46 х 52 см). Находится в Свято-Троицком храме в г.Львове.

Серебряные венец и оклад, судя по пробам и клеймам, изготовлены в Санкт-Петербурге в 1797 году. Сама цельная толстая липовая доска иконы намного старше. Врезные сужающиеся шпонки навстречу друг к другу, как на этой иконе, устанавливали с XV века. Письмо иконы явно греческое. Из-под повреждений красочного слоя кое-где проглядывал красный цвет – под верхним слоем живописи был ещё один, более древний. Осторожно очистив небольшой участок, я обнаружил под греческой надписью фрагмент старославянской – нерукотвор…

Загадка! Если икона пришла в Россию из Греции, как это обычно бывало, то почему более ранняя надпись – славянская? А если наоборот – древняя русская икона когда-то была привезена в Грецию и, спустя пару веков, потемнев от времени, была там переписана, то почему она опять вернулась в Россию? Ясно только, что в конце XVIII века эта икона, как особо чтимая, была украшена окладом и венцом.

Старики в этом селе рассказавали мне, что когда рушили храм, всё убранство выбрасывали на улицу. А иконостас, чтобы не утруждаться его разбирать, просто порубили топорами на куски вместе с образами. И нашлась скорбящая праведная душа – кто-то попытался спасти Лик Спасителя и спрятал его под кровлей.

Не так давно по телевидению был показан сюжет о Святом Афоне, и я с удивлением увидел в одном из храмов Свято-Пантелеймоновского русского монастыря точно такой же образ Спаса Нерукотворного, в таком же венце и окладе. Кадры длились всего несколько секунд, но осталось впечатление полной идентичности. Присутствие русских иноков на Афоне достоверно относят к XI веку, а на своем нынешнем месте обитель появилась около 1770 года. Там и был построен, с помощью правителей балканских и придунайских княжеств, нынешний Пантелеймонов монастырь.

Остаётся лишь добавить, что история и тайна иконы до сих пор не разгаданы. Но, сравнивая даты, есть повод задуматься, тем более, что и русские цари преподносили обители ценные дары, в том числе и святые иконы, и из Святого Афона многое дарилось русским храмам.

2. Плащаница

Следущая работа, следующий музей и ещё один разорённый храм … Первое, что бросилось в глаза, – по церковному двору, заросшему бурьяном, носятся и грызутся из-за чего-то множество собак. Слева от храма – гробница. Нечасто увидишь захоронение в церковной ограде – видимо достойный был человек, возможно, и построивший этот храм. Подхожу полюбопытствовать.

С трудом разобрал надпись «Усыпальница Доливо-Добровольских». Боже мой, – фамилия-то известная в России ! Сразу вспомнился Михаил Осипович Доливо-Добровольский – знаменитый изобретатель из плеяды русских учёных и изобретателей XIX века: Яблочкова, Попова, Можайского. Кстати, неподалёку, через Днестр, в Вороновицах – усадьба и музей Можайского…

Дарохранительница

Дарохранительница

Потир

Потир

Входная плита гробницы разбита и вниз, в темноту, ведут ступени. Внутри – разрушенные погребальные ниши, тёмные от времени черепа и кости валяются на земле. И тут только я сообразил, что собаки-то бегают с человеческими костями в зубах! С тяжёлым сердцем я отправился искать парторга колхоза, пытался воззвать к его совести. Я даже в райкоме рассказал об этом кошмаре – пообещали навести порядок, да только, пока я там работал, – по всему селу часто натыкался на непогребённые кости. Потом узнал от местных жителей, что гробницу разорила и разграбила банда школьников во главе с сыном директора школы – искали золото. Благодарные потомки…Чему тут удивляться, если их отцы и деды так же осквернили и разорили храм… А собаки только довершили дело.

Работая над экспозицией музея, я продолжал поиски экспонатов. И вот, на одном из колхозных складов, обнаружилось чудом сохранившееся, сваленное в одну довольно большую кучу, церковное имущество. Перебирая эти вещи, я с сожалением откладывал в сторону то, что спасти уже было нельзя. И всё-таки удача улыбнулась мне! Много позже я пойму, что это не случайное везение, а провидение и предназначение. Среди прочего, мне улалось найти икону, потир, дарохранительницу и плащаницу.

«Неувядаемый цвет» 

Неувядаемый цвет

Большая, своеобразного письма, икона Богородицы «Неувядаемый Цвет»  была значительно повреждена, а вот серебряные золочёные дарохранительница и потир вообще в реставрации не нуждались. По клеймам и пробам относились они к 1885 и к 1887 годам. Видимо, к этому же времени можно отнести и постройку церкви. Без этих святынь богослужение невозможно и, скорее всего, их изготовление было приурочено к открытию храма и осуществлялось также на средства Доливо-Добровольских.


А вот на плащаницу смотреть было больно – ткань прогрызли крысы, золотая канитель оборвана, само изображение Тела Христова – сломано в двух местах. И всё-таки эта плащаница и сквозь людское осквернение, и сквозь многолетнюю грязь излучала трагическую красоту.

Удастся ли мне её спасти ? Я очень сомневался, смогу ли я что-либо сделать с этой плащаницей, но оставить её здесь я не мог. Как показала жизнь, сомневаться мне предстояло, как и Илье Муромцу, ещё тридцать лет и три года.

Плащаница после реставрации

Плащаница после реставрации

 

Свято-Троицкий храм

с высоты птичьего полетанижний храминтерьер

НОВЫЙ ХРАМ В ЛАНДШАФТЕ ЛЬВОВА

     В архитектурном своеобразии Львова православные традиции храмового строительства прорастают корнями в глубину веков: церковь св.Николая (ХIII-XVIIвв.), Пятницкая церковь (XIII-XIVвв.), Успенская церковь (ХVIв.), церковь св.Георгия (нач.ХХв.).
Здание нового храма возводится на месте промышленного сооружения бывшего завода «Кинескоп». Было принято решение использовать существующие несущие металлические конструкции здания и на их основе создать каркас с заполнением простенков облегченным строительным материалом. Такая технология упрощает процесс возведения храма и увеличивает его сейсмостойкость.
В проекте храм представляет собой прямоугольный объём, увенчанный семью куполами, символизирующими семь таинств Церкви. Центральная часть членится по фасадам на три вертикальные части – прясла, завершающиеся полукружиями закомар, что подчеркивает доминирующее значение главного купола. По восточному и западному фасадам здание окружено аркадой, верх которой на высоте 4-х метров образует открытую террасу. По этому уровню храм делится на верхний и нижний. На верхнем уровне к восточному и западному фасадам примыкают две апсиды — полукруглая и прямоугольная, увенчанные конхами.
Храм, безусловно, эклектичен. Но, в данном случае, эклектика оправдана замыслом. Идея объединить многовековое разнообразие архитектурных стилей церковного зодчества Византии, Киевской Руси и старого Львова в гармоничное и цельное сооружение – сложнейшая задача. По-моему, автор проекта успешно с ней справился.
В перспективе планируется расчистить прилегающую территорию от хаотичной старой промышленной застройки и создать в этом районе новый общественно-деловой центр.
С точки зрения формирования городской среды, новый Свято-Троицкий храм станет прекрасной доминантой в силуэте района и добавит яркую краску в уникальную палитру архитектуры Львова.

          Николай Габрель, профессор, доктор архитектуры

01

О ПРОЕКТЕ ХРАМАOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Автор проекта не ставит перед собой задачу поиска новых, оригинальных архитектурных форм и не придерживается какого-либо строго определенного стиля.
Главная цель проекта – сохранение православных духовных традиций и сакральной сущности здания.
Основная композиционная идея храма – гармоничная симметрия и общая устремленность храма к небу.
Главная идея архитектурного облика храма – собрать в единый образ традиции многих веков православного зодчества. Размеры храма: длина – 36м, ширина – 18м, высота – 41м, а с крестом – 46м.
Предлагаемый проект Свято-Троицкого храма рассчитан на 1500 прихожан.

Проект представлен в двух вариантах: в сокращенном, в соответствии с существующей сегодня ситуацией, и в полном, рассчитанном на перспективу.

Этот проект можно назвать попыткой отобразить средствами архитектуры предначертанный Богом путь Православия во времени и пространстве – из древней Византии в Кивскую Русь и далее – в современную Украину.

Владимир Фольварочный.

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Comments are closed.