«Если страдает стадо — и пастырю там место…» (Алексий Карпаторусский)

alekseu_karpatorysky

Преподобный Алексий Карпаторусский (Кабалюк):

«Везде, где только можно, я со своими сподвижниками проповедовал святое Православие»

Душа его, с юных лет пламенеющая верой Христовой, рано прониклась истиной Православия, вопреки навязанной населению унии

«З часом усе духовенство зробилося уніатським, — пишет протоиерей Василий Максимишинец. — Здавалося, що Православ’я померло. Але воно залишалося в серцях народу і в серцях багатьох уніатських священиків. Православний вогонь тлів під попелом. І час від часу полум’я вихоплювалося з-під попелу, аж поки не розгорілося сильним і всеохоп­люючим полум’ям на початку ХХ століття».

Множество русинов предпочитали оставаться невенчанными, с некрещёнными детьми, но не предали веры отцов. Они смиренно ожидали православного священника — и Бог послал его…

На Афоне, в русском Свято-Пантелеимоновском монастыре Александр Кабалюк принял Православие, (1908г.) а в православном Яблочинском монастыре (Польша) — пострижение с именем Алексий и священство. В 1911г. в Венгерской Руси появился выдающийся миссионер и подвижник — православный иеромонах Алексий.

Его деятельность положила начало массовому возвращению крестьян Закарпатья в Православие.

Вот характерный пример. 10 февраля 1912 г. Алексий прибыл в село Изу, где начал проводить богослужения. Венгерские жандармы арестовали его и держали до тех пор, пока окружной судья не разрешил священнику религиозную деятельность на три дня. За это время он освятил молитвенный дом, окрестил около 200 детей, обвенчал 19 пар и причастил после общей исповеди 1300 верующих.

В целом же, по разным источникам, за все годы своей пастырской деятельности, преподобный Алексий обратил в Православие около миллиона жителей Карпатской Руси.

Феодор, архиепископ Мукачевский и Ужгородский: «Коли населення краю почало більше читати й заглиблюватися у вчення про догмати віри, про канони Церкви, у них виникали питання, в чому причини появи Ужгородської унії, як можна повернутися до віри своїх предків. І дотепер живі люди, які пам’ятають, як перевозили преп. Олексія з села в село: віз із соломою, а під нею він. Відомі випадки, що він протягом доби похрестив, сповідав і причащав понад тисячу людей. Це було в Лучках. І так було в десятках і сотнях сіл.

Ніхто нікого не агітував, це був рух із глибини народного єства. Тим більше, що жителі краю могли вільно перетинати кордони західні, бували в Греції, на Афоні і звідти приносили ці прагнення приналежності до православ’я. такими були, наприклад, архімандрит Матфій (Вакаров), преп. Олексій Карпаторуський, преп. Іов Угольський (Кундря), архім. Пахомій і Вікентій. Це плеяда тих старих ченців, що були хрещені в уніатстві, але потім навернулися в православ’я і стали місіонерами».

Преподобного Алексия .справедливо называют не только апостолом Карпатской Руси, но и исповедником: он постоянно подвергался преследованиям властей и арестам, конфискации богослужебных книг, облачений и чаш. Всё это вынудило его в 1912 г. к отъезду в Россию, а затем — в США, где он получил приход среди своих земляков.

Однако. в конце 1913г., узнав о суде над православными верующими у себя на родине, он вернулся домой и добровольно явился на неправедный суд. 

Прокурор обвинял подсудимых в антигосударственной деятельности с помощью таких «вещественных доказательств» как картины с изображением афонских и киевских монастырей, иконы, богослужебные книги, изданные в Москве, Киеве и Одессе, издания «Русская Правда», «Вера и Церковь»(Черновцы), «Русское слово»(Львов). 

Преподобному Алексию дали сказать последнее слово. 
Как раньше святой спокойно сидел на суде, скрестив руки, так и теперь, встав, спокойно произнес:

«Где уделяют Правду, там святое место, как храм. И сие место более святее храма, потому что здесь приносят Правду, здесь происходит вероисповедальный процесс, здесь верующие и я, священник. И здесь, в этом храме я присягаю, что я не виноват. Все, что мы делали, делали ради нашей Веры, и потому в этом деле последний суд скажет Иисус Христос…»

Слыша дивные, полные любви и Веры слова святого, исповедники заплакали от переполненной скорбями души и верности Богу. Они умились сердцем, уповая на Бога перед неумолимым жестоким судом, готовым вынести им суровый приговор. 
Слыша рыдания, судья зазвонил в колокольчик, и вскоре в наступившей тишине раздались новые слова святого исповедника, полные бесстрашной любви к людям:

«Все равно, как закончится дело, мы успокоимся и если придется страдать, мы пострадаем за святое дело. Я прошел три части света, был в Америке, когда услышал, что мои верники попали в беду, я вернулся, вернула меня любовь к Родине. Если страдает стадо, и пастырю там место между страдающими… Там, на небесах, знают, что в наших сердцах только желание удовлетворить нашу духовную жизнь».

В этот день 3 марта 1914 года вынесли приговор 34 православным. Самый малый срок заключения (и сопутствующих издевательств) был 5 месяцев и самый маленький штраф – 50 крон. Большинство же получили около года тюрьмы и около 70 крон штрафа. Главный подсудимый – преподобный Алексий, Карпаторусский исповедник, был приговорен к 4 годам и 6 месяцам тюрьмы, а также к уплате 100 крон штрафа. 
Так окончился печально знаменитый 2-й Марморош-Сиготский процесс над православными русинами, или дело 94-х. Почти две трети из них пришлось отпустить за недостатком улик, как и раньше, ведь сперва подсудимых было почти две сотни.

В 1918 году немцы вывозили из Украины продовольствие, отправляя туда пустые вагоны, и Преподобный Алексий, спасаясь от смерти, бежал, пользуясь неразберихой военного времени в таком пустом вагоне. Добравшись до Житомира, он нашел Владыку Евлогия, и печальник Карпатской Руси помог ему.

У святого исповедника тело было изувечено пытками – все время мировой войны он провел в тюрьме – его мучили, как могли и хотели, потому что считали одним из главных виновников несчастий, постигших Австро-Венгрию. Всю злобу и ненависть к православной России, к презираемым немцами и мадьярами русинам – все это они вымещали на святом. Всю грудь невинного страдальца занимала одна огромная рана – застарелая, гноящаяся. Святой спасал свою жизнь потому, что она была необходима православному народу, за который святой провел в тюрьме более четырех лет.

Все оставшиеся годы своего служения, как Преподобные Отцы пустынники, святой не давал покоя своему телу, служа Богу, и, подобно Великим Старцам, утешал сотни и тысячи православных в один день, наставляя и укрепляя многомудрыми словами и церковными таинствами.
По неизреченной Божьей милости Преподобный Алексий отдал свою душу Богу прежде того, как полностью развернулись страшные гонения на Церковь Христову от советской власти. 19 ноября по церковному календарю, или 2 декабря по гражданскому 1947 года святой отошел ко Господу и был похоронен не братском кладбище мужского монастыря села Изы – монастыря великого Божьего угодника и чудотворца Николая.

12 марта 1999 года были обнаружены практически нетленные мощи схиархимандрита Алексия.
21 октября 2001 года митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) совершил в Свято-Никольском монастыре Изы прославление его в лике святых как преподобного Алексия Карпаторусского. Его мощи почивают в устроенной им Иза-Карпутлашской обители, где он был игуменом с 1921 года, после того как вернулся из концентрационного лагеря Талергоф.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.